Трансмиссия 2018: Киргизия – территория гор (отчет глазами экипажа Тахи2).

  ryPaBNRgxk

Зарождение идеи

Идея поехать в Киргизию у клуба Механика зародилась еще в 2015 году, во время поездки в Горный Алтай. На обратном пути из маршрута выпала Киргизия, и идея о покорении этой горной страны отложилась в головах надолго. В 2016 была Грузия, в 2017 был полуостров Канин и Русский Север, и вот, с наступлением 2018 года — Киргизия.

Начало Января 2018.

Встреча участников клуба, как и каждый год, не нарушая традиции, была проведена в заведении Любава, что близ Великого Новгорода. За тарелкой борща был окончательно составлен план действий, и экспедиция "Трансмиссия 2018"поведет нас в Киргизию. "Киргизия — территория гор".

Лето, начало Июня 2018.

Самое тяжелое время это ожидание. Когда весь пройденный этап подготовки к экспедиции вышел на финишную прямую, когда машина и снаряжение готовы, когда отложенные средства просто ждут своего часа. Эти несколько дней по ощущениям тянутся дольше, чем долгие месяцы планирования пути, и дольше чем десятки часов потраченных на карты и форумы. Не стоит сильно настраиваться на поездку предвкушая новые эмоции, приукрашать в голове картинки будущей поездки, иначе это может не совпасть с реальным. Я не имею ввиду то, что экспедиция может пройти плохо, просто по другому. Листва будет менее зеленой, не как в мыслях, грейдер менее короткий и пыльный. Любая мелочь, не влияющая на общую суть картины, может испортить ощущения от увиденного в разрезе ожиданий. Лучшее вообще готовиться к худшему, как и всегда.
Но главное это команда, это люди которые не оставят тебя с проколом в одиночку на богом забытой дороге далеко в горах. Время, кажется, тянется бесконечно долго, закручивая в свой бесконечный водоворот…О машине, задачах, составе.
Состав экспедиции — 10 человек, 4 автомобиля (две Тахи, Паджеро 4 и Паджеро Спорт 2).

IMG 20180813 WA0046

Цели экспедиции — исследование историко-географических районов Тянь-Шаня, южных районов Нарынской области, их гидросистем и климатических особенностей, сбор фото материала, запись местного эпоса и фольклора, а так же обновления карт горных троп, подходящих для движения на автомобиле.

Наступило лето 2018.

Участники прибывали из разных мест, общей точки сбора не было, принципиальное решение было встретиться до первой границы, а именно до КПП между городами Соль-Илецк и Актобе. А ситуация была такая – экипажи Эдуарда и Игоря ушли на маршрут раньше, а Леонид и я были ограничены двухнедельным отпуском и должны были догонять.Встреча, Россия, граница РФ-РК.

Утро, 7 июля.
Экипаж Леонида и мой встретились на границе Москвы, и по МКАД выдвинулись на трассу М5.

IMG 20180707 065623 1

Двигаемся в спокойном режиме по М5, московскую и рязанскую области прошли без пробок (кроме одного места, но в пробке не стояли, а проехали полями и первыми грейдерами порядка 30 км), остановились в Умете, городе тысячи кафешек, поели в знаменитом Мордовинсе (не сказать, что мне прям очень понравилось, окрошка на любителя, а вот солянка была вкусная, но порции огромные). Во время обеда решаем добраться минимум до Самары, там остановиться на ночь. Во время связи с Иванычем узнаем, что ребята выдвигаются из Пензы в сторону Оренбурга.
Трасса М5 до Пензы отличная, дорога ровная, машин не так много, можно держать приличный темп в спокойном режиме — не частые обгоны, много прямых.
Добрались до Самары, слушая по радио репортаж о матче сборной России по футболу с Хорватией. Остановились на заправке, на время пенальти, как и многие водители. Краткий отдых, время уже ближе к часу ночи. Наша «Новгородская» группа уже пребыла в Нефтегорск, и там заночевала. Решаем добить это расстояние, между нами всего 150 км. Ерунда!
Но дорога затягивается — начинаются ремонтные работы и реверсивное движение. Нам повезло, почти весь реверс проскочили в "зеленую волну". В Нефтегорске были к 3 ночи, вписались в гостиницу Уют и разбудив два, уже спавших экипажа и приняли "за встречу", но не злоупотребляя, ибо утром в путь. Все, команда в полном составе, все рады, так давно не виделись. Укладываемся спать, душно. Пахнет нефтепродуктами (рядом с городом есть НПЗ). За день было сделано около 1250 км.

8 июля 2018.
Выспались, решили ехать не спозаранку.

IMG 20180708 102711 1

DSC 0729 1

Наш путь лежит опять на М5, а затем на Р-239, через Соль-Илецк и далее на границу. Пару слов хочется сказать о движении в Оренбурге. Асфальт в городе, в отличие от области плохой, много ям, выбоин, колей и так далее, и нам не привычно было то, что никто не пользуется поворотниками, и как будто нас хотели специально подрезать.
На выезде из города переобуваем Таху Эдика и делаем ТО, на мою клеим клубные наклейки. После привала – снова в дорогу.

IMG 4128 1

В курортный город Соль-Илецк прибыли уже в темноте, поели в аутентичном кафе (2 зала, отдельно для мужчин и женщин). Еда – восточная, начинается колорит. К границе приблизились уже ночью и встали в пробку. Стояли мы 4 часа – российская таможня запускала по паре машин, очередь была общая, но дальнобоев было не много. Наши и казахи не шмонали, хотя нас и пугали таможней наших ближайших соседей. Все прошло гладко. Пройдя таможню, сделав страховки, обязательные в РК, и отъехав от границы километров тридцать заночевали прямо на дороге, на пятачке с «эстакадой».

9 июля 2018.
Утром, не завтракая собираемся и отправляемся дальше на Актобе. Но голод не тетка – приняли решение, что завтрак необходим. Проехали еще километров 30, останавливаемся у придорожного мотеля (по моему это был Мартук, сейчас точно не вспомню — ибо утро было сложным). Еда оказалась в ресторане при мотеле, при этом за отдельную плату можно сходить в душ, чем с радостью воспользовались все экспедиционеры.
Пополнили запасы холодной питьевой водой, солнце встает все выше и выше, на улице заметно теплеет. Решаем сегодня проехать по максимуму. Пейзаж постепенно сменяется с зеленого на желто-коричнево-выжженный, леса и любая растительность пропадают полностью, начинается бескрайняя степь. Без шуток, мы ехали до глубокой ночи, и пейзаж один и тот же — "степь, степь, степь", глазу зацепиться не за что.
Пару слов о дорогах Казахстана. Мы заехали в Казахстан со стороны России через таможенный пункт между Соль-Илецком и Актобе, в Казахстане двигались по трассе М-32 (объездная от Актобе, сначала идет на восток, а потом резко на юг), далее на Аральск, Байконур, Кызылорду, Шымкент и Тараз, и там на границу с Киргизией. Так вот, на этом участке дорога прекрасная. Асфальт с буграми мы встретили только от границы РФ до Актобе, далее — не шоссе, а сказка. Скорость можно держать любую, если бы не пронырливые менты (нас один экипаж пас километров 10, но мы ехали медленно и они улетели вперед). Дорожное покрытие гладкое как стекло. Научились казахи строить дороги, что тут сказать. Даже за Россию стыдно, у нас такие дороги только в первый месяц, а там вся трасса такая.
Проехав около 550 километров остановились в маленьком поселке на обед (несколько кафе, стоянка дальнобоев, какая то заправка, пыльно) на трассе, выбираем одно кафе, всей компанией заваливаемся туда. Еда вкусная, порции большие, цены приемлемые, есть столы, есть дастархан.
Не понятно еще как тенге к рублям считать (потом, не обращая на мелочь стали считать 1 к 5). Поев, встречаем около своих машин попутчика — велосипедист. Француз, едет в Гонконг. Весел, жизнерадостен. Говорит, что идут группой, в день около 350 км проезжает. Велосипед у него конечно классный, комфортный, но черт возьми… В Гонконг! Из Франции, на велосипеде. Вот это подвиг, вот эту путешествие. "Нас таких тут трое, растянулись по трассе" — рассказывает он нам: "Моя группа впереди".
Желаем ему удачи, выдвигаемся дальше. До Кызылорды 660 км. Жара стоит под 40 градусов, а у Тахи Эдика проблема – если включен кондиционер - машина греется. Надо останавливаться остывать. Без кондея ехать сложно, ибо жара. Выбор такой — ехать по 30км и стоять охлаждаться, или топить без остановок в жару, без кондея. Парни выбрали второе, и героический экипаж Тахи Эдика идет с открытыми окнами, но помогает это мало. Солнце жарит даже нас с кондеем, как им там — представить сложно.
Едем целый день, жара. Надо охладиться, но как, ни озер, ни леска, степь как бесконечный стол. И о чудо! Когда солнце пошло в закат — увидели озерцо, справа по ходу движения, сейчас даже и места не вспомню, где то не доезжая Байконура, ибо его прошли уже ночью. Озеро мелкое, но теплое, вода чуть солоновата, но не сильно. На берегу не много мусора, но не мешает. Купаемся и отдыхаем на озере до вечера.
Жалели, что Байконур в ночи проезжаем, ничего не видно. Хотя огромные "тарелки" связи, направленные в небо пару раз подсвечивались молниями (была гроза без дождя). Зрелище не забываемое. Так, добрались до Кызылорды, решаем ночевать, всех рубит сон от монотонных сотен километро, да и обгонять стало тяжело — очень темная ночь, машины едут не выключая "дальний", определить расстоянии до встречки становится проблематично. Перед Кызылордой пополнили запас топлива. Кстати в Казахстане бензин дешевый — литр АИ-95 стоит 170-180 теньге (это около 30 рублей на июль 2018), вообще с бензином проблем нет, хоть и заправки не частые. 92й есть вообще везде. В Кызылорде нашли гостиницу (связи на подъезде почти нет, ни Букинг.ком ни ТрипАдвизор не грузятся), и как выяснилось гостиница -  закрыта. Катаемся по городу, ищем место. Местные смотрят с удивлением на нашу колонну (а мы красавцы, все в одинаковых наклейках, рисунках и так далее. Команда!), сигналят, спрашиваю. В итоге ночлег, заселились в 3 часа ночи (пришлось сбегать в банкомат, ибо местных денег не было), хоть и возникло в начале некоторое не понимание с персоналом отеля, но договорились и за 10 человек отдали 40 тысяч тенге (это примерно по 720 рублей с носа) с условием что до 10 утра уедем. Цена нас устраивает, задерживаться не планируем. Гостиница, кстати, отличная, номера с кондеями, своим душем и туалетом. Называется (вроде) Мереке.

10 июля 2018.
Сегодня надо доехать до границы, а в лучшем случае ее перейти и оказаться в Киргизии. До границы наш путь лежитчерез крупные (по меркам этой трассы) города, такие как Шымкент (да да, Ы после шипящей) и Тараз. Путь не близкий, около 630 км (ерунда по сравнению со вчерашними 1200).
Отъехав от Кызылорды на 80 км купаемся. Нашли частный дом-пансионат-гостиницу с выходом на озеро. Берег песочек, кроме нас почти никого. Купаемся, вода прозрачная и теплая, выходить не хочется совсем. Отдыхаем на пляже, общаемся с владельцами дома. Оказывается тоже джипперы. За отдых с нас денег не взяли. Вот оно, казахское гостеприимство.
До границы долетели практически без приключений — за превышение меня и Игоря хлопнули менты в Туркестане, да остановились поесть в каком то кафе на крутом спуске (в ночи казался серпантин, но нет, все оказалось не так страшно). Руслан захотел арбуз и просто попросил его у водителя «АрбузТранса» (машины, в основном старые КамАЗы, с максимальной скоростью в 60км в час, в гору вообще ползут, дымя черным дымом как тепловозы), ковырявшегося под фурой. Тот просто дал арбуз, денег не просил. Приветливые, все же люди.На границу, как и всегда, приехали ночью. Прошли без колебаний, это была самая быстрая таможня за мою жизнь – обе, Казахскую и Киргизскую за 15 минут с досмотром. Киргизы когда услыхали, что мы из Русского Географического Общества и приехали снимать про их страну фильм вообще чуть ли не на руках перенесли и пустили без лишних вопросов. Правда, въехав в Киргизию, сразу поняли, что мы в Киргизии — дорога стала похуже, и ничего не освещено (это было первое, ошибочное впечатление).
Едем в Талас, ищем гостиницу. Опять найденная в интернете оказалась закрыта (гостиница работает, просто двери запирают и персонал ложится спать). Стучим — никто не открывает. Катаемся по городку, ищем жильё. Так что разъезжаемся по городу, в поисках ночлега. Гостиницу нашли, называется Ерлан. В 3 часа ночи оказывается не принципиально, есть ли удобства или нет. Гостиница не плохая, по местным меркам, с душем туалетом в номере, горячая вода присутствует. Из нашего номера был вид на горы.

11 июля 2018.
Утром обменяли деньги, местные — сомы, курс почти один к одному с рублями. Талас — не большой город, но отсюда уже видны горы, как же они близко. Город, кстати сказать, очень чистый, по обочинам нет окурков и прочего бытового мусора. Встречаются очень старые дома, еще советской постройки, улочки не широкие,но толкотни не было. После обменника отобедали в столовой, названия не помню. Еда простая, не дорогая, но вкусная. Определяем маршрут и график на сегодня.
Талас для нас был перевалочным пунктом, не задерживаемся, отправляемся дальше. Вокруг красота неописуемая, а мы направляемся в горы. Нас ждет первый перевал в 3300+ метров. Дорога хорошая, грейдера нет, поднимается все выше и выше. На высоте в 2500 Таха начинает подтупливать, пошли серпантины и крутые подъемы. Двигались дальше в течение часа, все выше и выше. Погода резко испортилась и похолодало. Внизу было +25 и солнце, тут +7, дождь со снегом. Ближе к 3000 метров началась горная болезнь, ведь мы не готовились к высоте. И вот долгожданный перевал, 3326 метров, +5 на улице и поливает как из ведра. Фотографируемся и встречаем чабана, который просто сидит, прислонившись к фонарному столбу. Сидит и пасёт скот, так просто, в такую погоду. Мне, говорит, привычно, я тут часто бываю.
Спускаемся с перевала, чувствуем себя легче. Одна машина поехала на разведку вперед, наша группа из трех авто тоже разделилась. Ребята остались на верху, мы спустились чуть вниз, дальше. Вид просто шикарный. Хочется фотографировать, и дышать — воздуха больше чем на высоте, к тому же он чистый.
Спустившись с перевала, сворачиваем в сторону Токтогульского водохранилища. Пейзажи такие же — зеленые бархатные горы, которые хочется потрогать. Добравшись до водохранилища, все экипажи остаются на дороге, а мы в одну Таху спускаемся вниз, на разведку берега и пытаемся найти место для лагеря и ночевки, но идет сильный дождь, а на берегу еще такой ветер, ни то что палатку поставить не получится, просто стоять тяжело. Сообщаем в рацию новости остальным экипажам.
Сверившись с картами поняли, что дали маху и поехали не совсем той дорогой. Разворачиваемся, едем обратно, порядка 50 км. Начинает темнеть, принимаем решение — искать ночлег. В итоге нашли классное место Chychkan Tourist Complex — течет горная река, мост и через мост частная территория отеля со своей парковкой. Номера комфортные, с красивым видом, есть ресторан с верандой, вынесенной прямо в реку (сидишь, а под досками пола бурлит вода), очень не обычно. Ресторан оказался превосходный, отужинали. Вообще надо было отдохнуть, а то все время рулежка, так что до ночи сидели и болтали, пробуя различные блюда местной кухни и напитки разной консистенции и градуса.
Стоит отметить отдельно, что порции огромные, как в Казахстане, так и в Киргизии, мясо свежайшее (так как очень много скота пасется вокруг), да и по нашим меркам не дорого.

12 июля 2018.
Отоспавшись и отпившись чаем, решаем, что нам пора дальше, сегодня цель — заночевать на Иссык-Куле (ехать нам до него примерно 360 км по горам). Выдвинулись ближе в 12 дня, проехали еще пару перевалов, близким к 3000 метров, ехали спокойно, никуда не торопились. В один момент начался грейдер, а мы нашли источник воды — колонку в деревне, наполнили канистры и бутылки (воду в Киргизии, кстати, можно пить из кранов), грейдер тянулся по ущелью, виды просто закачаешься.
Спустившись с гор, остановились поесть в каком-то поселке, еда как всегда отменная, сытно и не дорого. Дальше, у нас на пути грейдера и ущелья. Красота неописуемая, горы разной высоты, цвета и консистенции. Через тройку часов такой дороги мы подъехали к Иссык-Кулю. Решили заночевать дикарями, ибо так было запланировано. Уже в сумерках нашли участок, пригодный для постановки лагеря. Окружились машинами, сделали свет на кухне, поставили столы. И началось веселье и гульба — Иссык-Куль был нашей главной целью, и мы ее достигли.13 июля 2018.
Двинули дальше, в поисках места более пригодного для нашего дикого лагеря на берегу этого величественного озера. Периодический, какой то из экипажей видел подходящую, по его мнению, площадку и, отделившись от основной колонны — уходил на разведку места. В итоге нашли что искали — безлюдный пляж, каменистый, заход в воду — крупная галька и валуны, площадка обнесена кустами. Решаем остаться тут. Паркуем машины квадратом, натягиваем тент. Начинается настоящий пляжный отдых. Иссык-Куль как море, только лучше, потому что вода слабо-солёная, не надо обмываться, как после настоящего моря. Вода прозрачная, берега не видно противоположенного, только горы со снежными шапками вдалеке.
Вечером 13 июля, к нам приехал местный джиппер-проводник - Вадим. Все согласились поехать на интересный маршрут, предложенный проводником, но... В нашем экипаже Руслан совсем плохо переносит горы. Принимаю решение — Денис пересаживается к Леониду и Лехе в МП4, я остаюсь с Русланом, одного его не оставлю, хоть и хочется подняться повыше. Да и проводник говорит, что маршрут сложный, перевал более 4100 метров, броды и камни. На 900й Тахе нет шноркеля, и бампера обычные. В общем, остаёмся с Русланом "внизу", будем собирать информацию о культуре тут, близ Иссык-Куля.

14 июля 2018.
Утром, под накрапывающий дождь, собираем палатку и разъезжаемся с парнями. Выбираемся по размокшему подъему на асфальт и сворачиваем на Каракол. У нас в планах — доехать до Каракола, затем подняться в горы на горячие источники Алтын-Арашан, проехать по ущелью Каракол, доехать до Алаколь-Жергалана (место близ города Жергалана), где посетить водопад Кокбель и Богатырь-Камень. Заправились по полной под Караколом, 95й есть, проехали город. Ничего особенного, обычный провинциальный город Киргизии, за исключением большого кол-ва магазинов для лыжников – близ Каракола расположены в большом количестве лыжные базы и дома отдыха, заточенные на горнолыжный отдых.
Вышли на дорогу на Алтын-Арашан. Началось бездорожье. Таху даже на грязевой резине кидало вправо-влево по скользим камням. Остановились на перекур, на встречу - конный всадник. Спросили про дорогу, сказал, что сейчас мы «на асфальте», а вот дальше будет по настоящему плохая дорога, только гусеницы едут.
Мы не стали рисковать, травить колеса и рубиться, хоть и расстроились. Развернувшись и выехав на грейдер и затем на асфальт решаем добраться до Алаколь-Жергалан, и через каких то два часа мы были там. Поездили по поселку, поспрашивали, что и куда. Нам все рассказали — наш путь опять лежит в бездорожье и горы. Решаем ехать, по пути встречаются различные животные, дикие и не очень.
Таха, рыча мотором, то на повышенной, то на пониженной передачи за два с небольшим часа грязевого месива довезла нас до Богатырь-Камня (прошли порядка семи километров за почти 2.5 часа).
Поднялись на самый верх горы, нашли точку для разворота (прошел дождь, дорогу развезло, скользкие глина и камни, постоянные диагонали, самоблок на Тахе работал постоянно, колеса все замылились, машина вся грязная, настоящий жЫп), но виды захватывают – ну точно альпийские луга, только тут пасутся, создавая дополнительный колорит табуны лошадей, стада коров и отары овец. Очень живописно. Не понимаю я людей, которые едут в Альпы, тратя кучу денег на дорогущие удовольствия. Вот тут, красота и энергетика сливаются в каком то едином природном экстазе, создавая поистине расслабляющую атмосферу, где можно по настоящему отдохнуть от городской суеты каменного муравейника.
На обратном пути в Алаколь-Жергалан чуть не перевернулись, спускаясь по обмельчавшему руслу горного ручья — Таху поставило между колеями на спуске, развернули боком и стало тащить вниз. Но слаженная работа водителя и штурмана и на этот раз выручила — выполнив команду Руса и вывернув колеса нажал на газ, Таха вернулась в колею и на скорости съехали вниз, благо всю брюхо в защите, не страшно. Отдышавшись, едем искать водопад Кокбель.
Опять серпантин вверх, камни, грязь. В итоге навигация нас завела в ущелье, и, доехав до конца дороги, уперлись в юрту. Двое детей, лет 5-7, бегают и играют. Увидели нас – побежали за машиной. Попросили позвать маму, которая нам объяснила дорогу – дальше только пешком. Пока слушали куда идти, угостили детей упаковкой сладких сушек, те радостно убежали в юрту, а мы стали переобуваться в сапоги и надевать дождевики. Через 3 минуты детишки с радостными криками выбежали из-за Тахи с лепешками и ведром кумыса — угостили нас за сушки.
Очень вкусная лепешка, сытная и такой запах приятный, что живот требовал еще, а вот кумыс у меня не пошел, хоть и был очень жирный. Приняв угощение пошли пешком в сторону водопада, попутно разглядывая окрестности (горы тут в лесах), Руслан вслух читал статью, что тут есть медведи.
Мы переглянулись, пошли дальше в лес. Идем, и тут раз — на земле валяется разорванная в клочья куртка. Пройдя еще метров триста обнаружили кусок разорванной шкуры. В общем, до водопада мы не дошли, а потом, спускаясь вниз встретили туриста на лошади и с ним проводника из местных, с ружьем. Может и хорошо, что мы не стали углубляться в лес. Дальнейшая дорога, вела обратно, в цивилизацию и северный берег Иссык-Куля, по горным гредерам и тропам.
Нам предстояло найти место ночлега на пару суток в ожидания парней, которые сейчас уже должны были подниматься на высоту.
Едем по грейдерам, рядом граница с Казахстаном.. Спускаемся в низину Иссык-Куля, начались бесчисленные речушки с мелкими бродами, а вокруг красота, вот только погода подводит – в горах не было дождя, а тут, на берегу озера пошел мелкий дождь, который преследовал нас почти 100км. Заехали в несколько кемпингов и туристических лагерей – не нравится. Многолюдно, и никакого отдыха тут не будет. Едем дальше, настроение потихоньку портится – время к ужину, мы с утра в дороге, надо поесть. Руслан за картами, я продолжаю рулить. Интернет не радует – гостиниц нет, либо дорогие отели. Решаем, ехать еще около 50км до городка Бостери. По слухам – место туристическое, должен быть ночлег.
И точно, в Бостери есть целая улица, нет, даже целый квартал с отелями, пансионатами, гостевыми домами на любой вкус и на любой бюджет. Мы проехали весь квартал, выбирали лучшее. В итоге остановились в отеле, 3 звезды, своя парковка, 3 минуты до песчаного берега Иссык-Куля, вокруг кафешки и разного рода развлечения, в номере вода горячая и все условия для уставших туристов. Отметили, конечно заселение, а на утро решили осваивать пляжный отдых.

15-16 июля 2018.
Отпившись чаем и придя в себя решаем так же, ударить по пляжному отдыху и шашлыку (кстати за день съели порядка 12 шампуров шашлыка на брата, я столько его никогда не ел). Нас встречали уже как своих – рассказы экспедиционеров о клубе Механика, о Русском Географическом Обществе и съемках фильма о Киргизии давали свои плоды. В итоге день провели просто на пляже, играя в футбол и потягивая пенные напитки разной крепости. Пляж отличный, белый песочек, в отличии от южного берега, где в основном камни и булыжники.
К вечеру (уже получается второго дня) начинаем задаваться вопросом, как там парни. На связь не выходят – никто не доступен по мобильному. Ну наверно идут совсем дикими местами. Знакомимся с местными, нас всячески угощают и рассказывают про местную жизнь. Простые люди, но такие добрые и отзывчивые.
На утро решаем посетить 2 перевала с форелевыми фермами, и обязательно заехать в горячие источники. Задумано – сделано. Уходим на Григорьевской перевал, а там посмотрим.
Дорога живописная, петляет горная речка. То тут то там туристы отдыхают, ну что ж не будем мешать. Поднимаемся на 2800, дальше не лезем, что бы поездка не превратилась в каторгу. А дорога на перевал в сторону Семеновского ущелья уходит высоко за 3500 метров.
Остановились на привал, рядом никого, горы и быстрая речка. Красота. Стоим около часа.
Спускаемся опять к Иссык-Кулю и едем в город Чолпон-Ата на источники. Бывший пансионат, сейчас там порядка 12 горячих источников-бассейнов, с водой от 40+ градусов. В самом горячем не смогли сидеть более 5 минут. Кипяток… Везде цивилизация, все облагорожено.
К вечеру, вернулись в отель. Нас начинают посещать чернушные мысли, ребята не выходят на связь уже 3й день. Решаем – если к обеду четвертого дня не выйдут на связь – будем поднимать местные МЧС, уже все узнали,  контакты, кому звонить и так далее. Ближе к 1 ночи засыпаем, и тут приходит смска что Денис в сети. Дозванимаемся. Наши спускаются  с гор, едут на парах, все хорошо. Днем, на следующий день решили встретиться в Караколе.

17 июля 2018.
После не торопливого завтрака собираемся с Русланом и едем порядка 130 км до Каракола, где встречаемся с нашими экипажами. Заселившись в гостиницу Алтай, скинув пожитки, отправляемся все вместе налегке осматривать город. Город не большой, есть магазины, аптеки. Вообще инфраструктура в любом киргизском городе обычно развита, все необходимое имеется. Нашли магазин антиквариата, где и зависли на час минимум. Вечером, как и было запланировано состоялось застолье, на котором, кстати сказать, в члены клуба теперь и официально были приняты два новых участника – Денис и я (все по взрослому, с клубными картами и тостами за всеобщее процветание). Обсудили возможность остаться всем вместе и уехать на еще один ледник, но к сожалению, совсем не получается у нас по времени. Так что это вечер стал прощальным в экспедиции Трансмиссия 2018.

18 июля 2018.
Утром завтрак, а так же понимание, что едем обратно с экипажем МП4 в виде Леонида и Алексея. У Леонида так же заканчивается отпуск, пора домой. Делаем финальную прощальную фотографию и разъезжаемся, мы с Леней на Бишкек и далее Москву, парни на Альма-Аты. Дорога складывалась для нас в целом хорошо, кроме того, что сначала перед нами на горном серпантине случилась авария (машина влетела в автобус), и нам пришлось потратить часа три на оказание первой медицинской помощи (лекарства были, спасибо знакомому врачу, который собрал аптечку) и ожидание полиции, а так же, где то возле Бишкека, на  окружной у меня бахнул «чек» на очередном обгоне (ради экономии заправился 92ым, Тахе это не понравилось абсолютно).
Но к вечеру были на границе, где нас всячески пугали, что мол полный разбор авто и тд, шмон. И действительно, стоя в очереди мы видели, как перед нами разобрали всю машину какого то киргиза. Мы с Леонидом были в легком шоке, но наша природная смекалка и общий позитивный настрой дали свои плоды – пообщавшись с начальником смены, который ходил тут же рядом и показав большое кол-во фотоаппаратуры и удостоверения РГО – были пропущены без шмона (меня в итоге загнали на рентген, где мне пришлось побегать перепрятывая нож), но это в общем то мелочи. Другие водители спрашивали, сколько мы дали денег, но денег мы не давали, к нам отнеслись с пониманием. Объехав от таможни Леню остановили за грязный номер, но устранив сие нарушение мы заселились в душную гостиницу ибо уже не по детски рубил сон. Итого за день мы проехали около 520км вместе с прохождением Киргизско-Казахстанской таможни.

19 июля 2018.
Предстоял тяжелый день, проснулись рано утром, сразу двинули вперед. В планах было доехать до Кызылорды, что бы на следующий день запечатлеть Байконур. День степей, с заездом на обед в Туркестан (что было сделано абсолютно зря, ибо кафешки не нашли, но толкались по городу час). В Байконур заехали, но на въезде в город КПП. Пофотографировались и на фоне огромных тарелок связи ЦУП, монументально. Купили дынь, а температура была за +45 в тени. В Кызылорде остановились в том же месте где ночевали по пути в Киргизию.

20 июля 2018.
Очень хочется домой. Едем целый день, Руслан и Леонид ехали целый день. Дорога монотонная, степи до края горизонта. Лишь на подъезде к России пейзаж стал меняться. Пересекли границу, Леня остался за рулем МП4, я сменил Руслана. Обсудив с Леонидом, решаем доехать до Оренбурга. Заночевали уже на выезде из города, межу кладбищем и помойкой твердых бытовых отходов. Но было все равно – хотелось отдыхать.21 июля 2018.
Сегодня по плану Пенза. Начинаются пробки и ремонтные работы. Попали пару раз в дождь, такой силы что ехать более 15-20 км/ч не представлялось возможным. До Пензы едем целый день, сказывается усталость. Решаем ночевать в Пензе, тем более что у меня тут друзья.

22 июля 2018.
Дорога до Москвы была тяжелая. На подъезде встали в пробку. Леня уже в Москве так как он решил не ночевать в Пензе. В итоге, до дома добрались, целые и невредимые. Для нас экспедиция закончилась вечером 22 июля. Надо будет подводить итоги и думать о следующей поездке.