Трансмиссия 2019: На перевал Дятлова. Отчет глазами экипажа TLC

 IMG 20190804 1912143 2

Часть ноль: вместо вступления.

Всем привет, читатели сайта Механики.

Наконец, нервы вернулись на место, но воспоминания еще свежи и даже с улыбкой сейчас это путешествие всплывает в мозгу - путешествие на Перевал Дятлова, совершённый в 2019 году клубом. Скажу сразу – команда в итоге перевал взяла, но для экипажа TLC экспедиция продлилась с 25 июля по 20 августа 2019 года и пошла не по плану, вышла за рамки временных и финансовых ограничений, но, однако обо всем по порядку. Как и всегда, я буду стараться уделить больше внимания эмоциям, коих было очень много и там, в лесах Урала нам было не до смеха.

Часть 1, вводная - о маршруте, участниках и подготовке. Старт экспедиции, Ярославль.

Идея поехать на Перевал Дятлова родилась в горячих головах экспедиционеров клуба Механика в декабре 2018 на ежегодной презентации фильма по предыдущей экспедиции. Данная идея была обдумана и 2 января 2019 года была подтверждена, как и каждый год на ежегодном зимнем сборе клуба на тему обсуждения поездки. Маршрут родился, обсудился, записался!

Итак: Москва/ВН/СПб – Ярославль – Киров – Пермь – Ивдель – Перевал Дятлова – Плато Маньпупунёр – и обратно через Казань на Москву и Великий Новгород. Всего около 5700-6200 км (+/-, ибо экипажу из СПб было дальше всех).

Планировался не длинный по меркам Механики маршрут, бездорожья около 500 км на круг, времени – 16 дней. Мы должны были посетить тот самый Перевал Дятлова, где в 1959 году загадочным образом погибла тургруппа Дятлова, а так же в маршрут по плану входило посещение очень красивого места – плато Маньпупунёр, со столбами выветривания.

В поездку отправилось 4 автомобиля: Tahoe в составе Эдуард и Игорь, TLC Prado Александр и Руслан, да пару Мицуб – MPS (Денис, Лысый) и MP4 (Леонид с Лёхой). Так же к нам в Ивделе должен был присоединиться, наш знакомый из Сургута - джиппер Вадим с женой, всего 8 + 2 человек.

Так же, на отрезке бездорожья была еще одна проблема – топливная, ибо предстояло пройти около 500 км по грунтовкам и жесткому бездорожью без единой заправки. А мотор Тахи кушает изрядно, да и MP4 тоже бензином не брезгует. Нам с MPS было проще – дизеля едят не так много как наши бензиновые братья. Например, у Тахи с её 37 Симаксами расход был около 20-25 литров на 100 км на асфальте. Выводы были сделаны, запаслись по полной (в Тахе был запас около 300 литров). Остальное – стандартное для наших поездок экспедиционное снаряжение, да дополненная аптечка, собранная моим другом профессиональным доктором-хирургом.

Наш экипаж TLC в прошлой экспедиции 2018 года на Тянь-Шань был экипажемTahoe2, за исключением Дениса, который обзавёлся в этом году своим автомобилем и в поездку отправился отдельной боевой единицей. В этой экспедиции Таху2 решено было не мучать, так как данный автомобиль не подготовлен сейчас для месилова.

Про подготовку нашего крузака (TLC Prado 90, 3х литровый турбо-дизель на механике, 1996 года) можно сложить отдельную легенду – Прадо никак не хотел чиниться и за 3 недели до старта экспедиции перестал заводиться окончательно, проблем было много, но Руслан всё устранил буквально накануне старта, так что, переобувшись в MT-шную резину нами было принято решение отправиться из Москвы в Великий Новгород за пару дней до начала основной экспедиции. Такое решение было обусловлено тем, что у нас не было лебедки (и шноркеля) без которой там делать было нечего, и которую мы планировали снять с УАЗа нашего одноклубника. Со шноркелем сложнее, но мы просто забили и перед первым бродом установили сантехническую гофру, такое решение отлично показало себя в экспедиции по Горному Алтаю в 2015 году, при штурме реки Ак-Алаха.

 Итак, отправившись в Великий Новгород по М11 по пути заезжаем за лебедкой и снимаем ее с УАЗа. До старта экспедиции у нас 2 дня, которые мы провели в гараже у нашего одноклубника готовя машину. Народ потихоньку подтягивался и включался в работу – на подготовку TLC были брошены значительные людские и моральные силы. Сварили поддон, поставили защиту, сделали что то по мелочи. Закончив подготовительные работы и обклейку 2х нашив автомобилей, мы тремя экипажами отправляемся на Ярославль, где должны были встретиться с экипажем MP4, стартовавшим из Мск. TLC было решено не обклеивать, так как заказ наклеек оказался не дешевым и до последнего момента не было понятно, поедет ли наш автомобиль или нет. Мы обошлись минимальными наклейками, но дело не в них, а в самом участии. Перед стартом у нас оставалось несколько проблем, и как показала экспедиция проблемами это не оказалось: у нас не было кондея и не было кожуха на КПП, из-за чего в день старта мы чуть поджарились - на улице было +33 градуса, солнце без туч, но после Кирова погода испортилась (+8-10 градусов и дожди, под кировом словили снег и +2, в июля, Карл!) и в машине был холод (естественные щели в кузове старенького TLC никто не отменял, я ехал кутавшись в плед и теплые вещи, кстати, переболели почти все, лично у меня была температура на протяжении пары дней), а так же у нас не работали 12в розетки в авто (проблему исправили в Ярославле, на парковке у гостиницы где ночевали).

2f84db07bdacdfa86a09c7a92dbeead1

Наша экспедиция началась 27 июля 2019 года, с участка Великий Новгород – Ярославль. Выдвинулись мы ближе к обеду, так как утром была процедуры обклейки авто, а мы с Русланом занимались раскладыванием вещей в багажнике TLC.

Решили ехать не через Тверь, а ушли в Вышнем Волочке с платника на Мышкин, однако, как показывали карты в Мышкине нет моста. Нам пришлось сворачивать на Углич и пересевать Волгу там. Но что то пошло не так. Перед Угличем мы начали плутать грунтовками и что еще хуже – дорогами с разбитым в хлам асфальтом, а после вообще пошли через зону карантина (с табличкой Африканская чума у свиней). В Угличе очень радовались, что прорвались и подхарчились, до Ярославля от Углича добрались без проблем, а утром встретились с Леонидом и Лехой и устранив проблему с электрикой 4мя машинами двинули дальше.

79376f408965d2c9bc7185f595976e82

Часть 2: Ярославль – Кострома – Киров – Пермь. Первые проблемы, дороги, холода.

Встретившись в Ярославе с Леонидом мы выдвигаемся 4мя машинами в сторону Костромы. Дорогу, кстати сказать, до этого старинного русского города ремонтируют кусками, посему стоим в пробках на подъезде к городу.

В Костроме решаем посетить Ипатьевский Монастырь, как одну из главных достопримечательностей города. Прошлись, и вокруг. Выходной день, суббота, праздник какой то (тогда нам показалось, что это день города, но сейчас википедия подсказывает что это не так). На рынке бойко идет торговля сувенирной продукцией и сопутствующими товарами, погода радует, настроение просто отличное! Гуляем наверно с час, двумя экипажами. Леонид поехал на выезд из города, Денис с Игорем тоже, держим с ними связь по телефону. Между TLC и Тахой – по рации. Побродив около монастыря, решаем тоже двигаться на выезд в сторону Кирова, все же наша основная цель далеко впереди, ехать нам сегодня более 620 км, а время уже чуть за обед.

Мы едем впереди, Таха за нами, и конечно, случается то, что иногда случается –на перекрестке мы свернули налево, Таха ухала прямо (между нами вклинилось несколько машин, в том числе и автобус, а у парней в Тахе на тот момент была выключена навигация). Пытаемся докричаться в рацию – не алё, ну просто мистика. Стоим на светофоре, видим парней, едущих в обратном направлении. И о чудо! Рация оживает, нам загорается зеленый, но поворот только направо (нам налево). Выруливаем со второстепенной, видим разрыв в разметке, поворачиваем… и TLC глохнет прямо посреди главной улице на развороте между нашей полосой и встречной. Докатываемся до бардюра – не заводится. Вот это поворот, приехали. Начинаем проверять все по кругу: электрика, подача топлива, форсунки. К нам приходит экипаж Тахи, устраиваем консилиум, что же может случиться… Так, главное без паники. Мы в городе, цивилизация, наверняка есть дизелист. Что может быть? Руслан недавно ремонтировал мозги, а потом вообще менял на новые, и старые взял с собой в качестве зип-набора. Решаем перекинуть новые на старые, перепаянные еще в Москве. И раз! Машина завелась, фух! Мы грешим на отошедшие клеммы. Ну не все так плохо, как могло показаться.

На выезде из города, скурив пол пачки сигарет за пол часа встречаемся с экипажем МП4 и двигаем дальше, МПС улетел вперед с ними связь только по телефону, где есть сеть. Погода отличная, можно ехать в шортах с открытыми окнами, лето, хоть и не большие тучи, но солнце светит, отпуск! Это так прекрасно, особенно на работающей машине продвигаться к поставленной цели, осуществляя свою мечту. И снова полетели километры, наша цель еще «за горами и лесами», но мы же продвигаемся к ней! Все отлично. Хотя погода начала портится, появились тучи.

1893dc2d88e788a3b0455b2998728917

До Кирова в целом добрались без приключений, за исключением, пожалуй, разве только обгона фур, ибо на дизельном TLC это было делать сложновато, да и дороги в Кировской области оставляют желать лучшего, хоть их местами и латают, но встречаются длинные куски просто как стиральная доска. Вытряхивает все внутренности, пломбы на зубах и так далее. Тут встаёт дилемма – либо летать под сотню, либо овощить с фурами «тридцать в час». Но от такого овощения трясет еще больше, так что мы выбрали вариант лететь, стараясь объезжать все ямы. Наш TLC ушел на пару километров вперед от Тахи и МП4, мы по рации парням сообщали о встречных машинах, крупных ямах и прочим. В целом, двигаясь таким образом можно сэкономить прилично нервов.

Ближе к вечеру погода начала резко портиться, пошёл дождь, температура опустилась градусов до восьми по Цельсию, а от грязи головной свет светит не очень хорошо. У нас проблема – нет ближнего, но дальний такой тусклый, что светит как ближний, дорогу не видно вообще. Навигация была только у нас в тот момент по этому нам надо было ехать впереди, что бы ориентироваться на знаки. Мы нашли оригинальный вариант решения проблемы – TLC смещаемся чуть вправо в полосt, а Таха с включённой люстрой влево, освещая нам путь. Конечно, свет на американском внедорожнике Эдика очень яркий и светит далеко, ехать можно как днём. Нашу колонну, кстати, тогда никто не обгонял, хотя могли, и мы уступали более быстрым машинам – все же ехать в свете люстры позади трех больших внедорожников по такой погоде безопаснее. Было круто, честно, этот участок запомнится на долго, особенно когда идет встречная машина, Таха гасит свет, мы проезжаем встречку и в рацию «Эдик, свети» - бааам! Зажигаются огни, начинается день! Таха дарила нам свет, и казалось тепло, не перестаю я любить эти американские машины!

За 150 км до Кирова заехали на заправку нам не верилось – очень холодно, наверно ближе к 5 градусам тепла, ветер, дождь вперемешку со снежной крупой. Шорты и майки были заменены на штаны и бушлаты. «Ужас, если тут так, то, что же будет там, на Урале?». Такие мысли посещали всех экспедиционеров и за кружкой горячего чая на заправке мы делились эмоциями относительно температуры. Нам с Русланом совсем не сладко – наша машина обдувается естественными щелями, а если включить печку, то в водителя дует тепло, а в пассажира – холод. Так что пришлось надевать шерстяные носки в берцы, и флисовую кофту на еще одну кофту и жилетку и все это под зимним военным бушлатом. Дырку в полу заткнули ковриком для ног. Стало гораздо теплее. В таких экстремальных условиях мы добрались до Кирова и заселились в забронированную гостиницу, где к нашему приезду уже был экипаж МПСа, уехавший от нас, когда мы были на заправке. Парни разведали и нашли место ночлега, уютная гостиница со своим двориком-парковкой. Но с едой проблемы, время 2 часа ночи, всё закрыто, по крайней мере в пешей доступности, а ехать куда то не хотелось. Так что добровольцы в лице меня, Алексея и Игоря отправились в ближайший макавто на такси. У таксиста заодно мы узнали, где можно купить «согревающего» после 23:00, так что задача с едой была перевыполнена в виде привезённых напитков.

Утром просыпался я с температурой 37, настроения никакого, на улице дождь, ветер и собачий холод. Ведь еще позавчера мы ехали по Новгородской области с +33 и под выжигающим (по меркам Великого Новгорода) солнцем, а тут такое. Поев в отличной столовке (но для меня без всякого удовольствия), мы грузимся по автомобилям и направляемся на выезд из города. Вообще как показывает практика, столовые – очень не плохая вещь для туриста. Не дорого, сытно и вкусно. В целом Киров мне понравился, вполне себе не плохой город, не вызвавший в целом негативных эмоций (вспоминаю всегда в этот момент Кемь и Рабочеостровск).

Сегодня нам предстояла дорога до Перми, где мы должны были закупиться по полной провиантом и сопутствующими товарами, а нам с Русланом предстояло отремонтировать лебедку, ибо мистика началась еще в Новгороде, где мы каким то чудом потеряли на 2х квадратных метрах крюк и стопорное кольцо с губок лебедки. Эдику необходим так же мелкий ремонт, да и нам на подъемник не мешало бы заехать.

В Перми мы были уже под вечер 29 июля, и столкнулись с проблемой отсутствия гостиниц. Точнее не так, гостиницы были, но они не удовлетворяли нашим требованиям, коих было всего два – разместить восемь человек и закрытая охраняемая парковка. Поясню – у нас был прицеп, в котором были внедорожные колёса от Тахи. Стоимость одного баллона (без диска) колеблется около 30 тыс рулей, плюс диски. Оставлять такое добро на улице не хотелось, особенно памятуя о срезанных сенд-траках в одной из прошлых экспедиций. Народ у нас ушлый, как говорится ты доверяй, но проверяй. Так что критичным было именно наличие парковки. В итоге, обзвонив добрую половину гостиниц Перми, остановились на двух вариантах, кардинально противоположенных по географии расположения – гостиницы были в диаметрально противоположенных концах города, и в половине пути от нашей текущей позиции – на съезде с моста через реку Каму. Я кстати не думал, что она такая широкая. Первый вариант ночлега нам не подошёл, потому что парковкой оказалось свободное место у жилой пятиэтажки, что нам не подходило. Второе место удовлетворило наши требования, остались. Утро вечера мудренее. Заваливаюсь спать с температурой под 38.

Утром как ни странно стало лучше, занимаемся своими делами – едем с Эдиком на СТО, где оставляем его с Леонидом, а сами следуем в магазин лебедок и джипперского снаряжения. Продавцы в магазине оказались энтузиастами своего дела, которые, кстати, чуть позже нас тоже собираются на Перевал. Долго болтаем, обмениваемся контактами. Интересные ребята, и ассортимент богатый – мы купили все что надо, и нам даже сделали скидос.

Дальше на СТО и подъемник. Результат не утешительный – правую шаровую на TLC надо менять срочно. Заказываем, должны вечером привезти. Пока везут и машина на подъемнике – отправляемся в МЕТРО (такой огромный супермаркет), где закупаем огромное кол-во всевозможной долго портящейся продукцией, в том числе (и куда ж без этого) согревающей. По ходу принимаем решение сегодня еще на день подвиснуть в Перми, дождаться окончания ремонта TLC и с рассветом выехать дальше. Сказано – сделано. Вечер провели за беседами под русскую кухню, вспоминая прошлые экспедиции и делясь впечатлениями от текущей.

На утром крепкий чай в снова в бой! Но это тема следующей части.

Часть 3. Пермь – Ивдель. Первые броды и подготовка.

Подвиснув на день в Перми мы в целом отдохнули от постоянной «гонки», хотя такая особенность присуща всем нашим экспедициям, например в 2018 году мы проходили по 1400 км в день, следуя на Тянь-Шань. День в Перми позволил так же привести машины в боевую готовность и закупиться провиантом в местном магазине Метро. Взяли столько, что еле уместилось в машинах, однако, поиграв в «тетрис» с коробками все уложили.

Стартовав рано утром, выехали без пробок, и, пересекая мост через Камское водохранилище, поражались широте этого водного пространства. Простор до горизонта, аж дух захватывает. Именно в таких местах приходит понимание, какая же силища у воды, и на сколько человек, не готов еще бороться с силами природы, как он слаб и не защищен, этот венец пищевой цепочки.

Наш путь лежит на трассу Северный Широтный Коридор, сегодня планируем проделать путь в 610 км от Перми до Ивделя, а там и до Вижая рукой подать, где нас уже ждал экипаж нашего знакомого из Сургута – Вадима и его жены, на УАЗ Патриот. Дорога постепенно, очень медленно, но все же растет по высоте, хоть Уральские горы в целом не высоки (не Тянь-Шань уж точно), начинается северная растительность.

578a0ee59fd184ec00ff4239afa1200b

Где то после Перми пересекаем границу Европы и Азии, что то мне это напоминает (поездку в далеком 2015 году в Горный Алтай, аналогичный знак был где то под Екатом). После Красноуральска уходим резко на сервер, машин становится меньше.

Хочется пару слов сказать про состояние нашего экипажа. Я штурманю на пассажирском закутавшись в плед и бушлат, Руслан соответственно «за баранкой», как и днём ранее мы чуть впереди основной колонны – по рации сообщаем о встречках и плохих дорогах, однако, следует отметить, что в Пермской и Свердловской области дороги «что надо», да и машин становится все меньше и меньше, так что скорость колонны растет, Ивдель становится все ближе и ближе. У нас в машине относительно холодно, погода переменчивая – то дождик то солнце, да и как я потом понял на Урале погода очень переменчивая – дождь сменяется ветром, солнцем, потом опять дождём и так по кругу, чехарда из сил природы.

Где то под Североуральском начинаются шахты, сейчас, а сколько я понял из рассказов местных – почти исчерпавшие свои ресурсы. Люди говорят, что через лет 10-15 их закроют, а шахтеры будут выброшены на улицы. Уже сейчас ощущается отток населения, и гуляя по Ивделю и потом по Североуральску это заметно – на мой субъективный взгляд околопенсионного населения в разы больше чем молодёжи, много пьют. От таких мыслей берет грусть, ибо куда все это движется и что будет с людьми – не понятно, точнее понятно, но думать об этом совсем не хочется.

Прибыв в Ивдель днём занимаемся своими делами – надо доделать машину (ставим импровизированный шноркель на Прадик, Эдик переобувает Таху на Симаксы и оставляет прицеп с шоссейной резиной на платной стоянке).

6b2cd545771157e528d7cdc4383943ce

К вечеру было решено организовать «прощание с асфальтом» в стиле Механики. Разные напитки и явства в достатке, ибо с завтрашнего дня по плану переходим на туристическое питание – консервы. В целом к бездорожью готовы, ура товарищи! Завтра нам ждет турбаза под Вижаем, но до нее 80км «танковой» дороги с бродами по пояс. Но это завтра, а сегодня спать! «Всем кто ложится спать - спокойного сна!»

Часть 4: Ивдель – Вижай. Штурм брода.

Вечером в Ивделе мы стали получать беспокойные новости – вода в Вижае, Ушме и Тошемке высока из-за дождя, который идет уже три недели. Утро вечера мудренее, завтра все порешаем.

Утром, первым делом пополняем запасы топлива. У нас полный бак дизеля, две канистры по двадцать литров и одна на сорок. В Тахе – литров триста с баком и канистрами. Выбираемся из Ивделя в сторону поселка Полуночное, а после по грунтовке. Всё, начинается бездорожье, заканчиваются заправки, магазины, связь. Дальше только на своих запасах, если где то просчитались – восполнить не получится. Очень интересная дорога, сначала около 10 км разбитого асфальта, а дальше около 70 км грейдер с ямами заполненными водой по пояс, лужи длинной метров по 100 и меняющийся то вправо, то влево уклон дороги. Решаем спуститься до одной атмосферы, что бы мягче было ехать. К тому же вокруг густой лес, много болот, проезжали заброшенный карьер открытого типа. Очень живописно, если так можно описать эту дорогу под мрачным, низким, серым небом с дождем. Остановились один раз на роднике набрать воды, да решили взять брод, через который есть мост, ради удовольствия.

d98b7495c48eaa38036ec635f1b1879f

Через четыре часа добрались до турбазы на Вижае, где нас ждал Вадим с Мариной, прибывшие накануне из Сургута. Они были рады видеть нас, мы тоже рады встрече. Новости от Вадима – вода высока, выше чем вчера. Решаем сегодня не брать брод, а заночевать на турбазе, сделать последние приготовления к автономке и завтра рано утром отправляться в путь. Кстати еще о воде и новостях. На соседней турбазе стоял лагерь спасателей МЧС России. За сутки до нашего приезда в реке утонула семья манси (местный коренной народ) из пяти человек с маленькими детьми плюс проводник, а после них, через несколько часов турист на каяке. МЧС занимались поисками тел. Было их человек 10, два Урала да КамАЗ. А в новостях, про этот случай говорили, что тут человек 100 задействовано в поисках. Вранье. Про туриста вообще умолчали. Это так, к слову.

Та же следует добавить, что броды на Вижае, Ушме и Тошемке не простые, напрямки тут не взять. Надо знать, как их проходить, куда рулить и где мель. Реки быстрые, к тому же дожди, и из-за высокой воды не видно ориентиров. Например, брод через Вижай, самую мелкую реку из тех, что предстояло брать, проходится так – спускаемся в воду, идем прямо на отмель на противоположенной стороне и не доезжая примерно 10 метров до неё надо резко сворачить влево, и двигаться вдоль кустов на выход. Весь брод по моим ощущениям метров 120-150 получается в длину, коридор, в котором надо двигаться метров пять шириной, и глубина до полутора метров (по высокой воде 2019 года). Едем в сторону реки – навстречу подготовленный Вранглер, только что из Вижая, с мокрым капотом. Он подготовленный, с немереным лифтом, шноркелем. Ну все, думаем мы, приехали. Если ему по капот, то как же нам? У нас на Прадике и колёса меньше и лифт не такой большой, как же мы там проедем то? У страха глаза велики, верно говорят. Доезжаем до воды. Останавливаемся, выходим из машин. Бродим, смотрим спуски, уровень воды, ставим метку текущего уровня – что бы завтра понять, стоит ли рисовать. На другом берегу слышим рокот двигателя – Урал сходу погружается в воду и, идя тем самым коридором, про который я говорил выше проходит реку. Но у Урала колеса полностью под водой, значит уровень точно большой. За Уралом минут через двадцать брод берут Тойота Форанер и на сцепке, тоже Тойота, если не ошибаюсь тоже Прадо. Тоже без шноркеля. Ну что же, вот это уже интереснее. Есть шанс и нам проскочить. Будем думать и завтра смотреть уровень воды. На сегодня планов нет, возвращаемся в лагерь, где нас ждала хорошая новость, а именно – утром местная Шишига (армейский Газ-66) поедет на дальнюю реку для заброса рыбаков, и нам обещали показать все броды. В 5 утра подъем, так что сейчас надо доделать с машиной что запланировано, и отдыхать. Запенили дыру у меня перед ногами в полу, что бы вода быстро не прибывала. Еще раз проверяем импровизированный шноркель из водопроводной гофры, вроде бы все в порядке. Ну что ж, как говорится «будем посмотреть» завтра.

Это был очень беспокойный сон. Утром подъем под звуки прогревающейся Шишиги. Нам надо быстро завтракать и готовиться к старту – рыбаки уже прибыли и грузятся в грузовик. Через минут сорок колонна выехала с турбазы. Мы с Русланом в волнении, все напряжены. На берегу у нас отказывается включаться пониженная передача и блокировка, но пошаманив все заработало, в рацию «Мы готовы». Первым в воду заходит Шишига, за ней Таха Эдика, мы должны следом. Стоим, на берегу в нерешительности, ребята почти до отмели на противоположенном берегу дошли, понимаем, что самое глубокое место как раз перед поворотом влево на девяносто градусов. Слышим в рацию «Руслан, пошёл». Съезжаем в воду, она начинаем прибывать, в салон, течение очень сильное, нас начинает чуть стаскивать по течению, Руслан без гидроусилителя борется с потоками воды, но мы едем. Вот он, поворот, идём ровно против течения, вода захлестывает на капот. Это примерно уровень нашего импровизированного шноркеля. Но берег близок, уровень воды падает и мы прошли. Мы прошли этот первый брод, казавшийся нам не приступным там, на берегу. За нами следует экипаж Леонида, с ним в сцепке едет Денис (у Дениса на МПС тоже нет шноркеля, но машина у него чуть ниже нашей). Все выбрались на берег, решили перекурить, обменяться впечатлениями. Все довольны, дорога вперед.

Но как всегда есть «но» - через километр Прадик глохнет. Шевелим «мозги» вспоминая как мы заглохли в Кострами, мотор заводится, однако через триста метров окончательно умирает. Встаем. Наши с нами. Экипажи Леонида и Вадима решено было отправить следом за Шишигой – надо разведать брод. Эдик с Денисом остаются около нас.

7d406729073bd837d82bcf276e5ba6d6

553bb6ab1eaf00c540b0d676546f0f10

Утро, сильный ветер, температура около 7-8 градусов, дождь. Сейчас вспоминая это все, сидя в теплом кресле – даже улыбка берет. Тогда было не до улыбок. Часов шесть-семь подряд мы ковыряли двигатель. Были проверены электрика, форсунки, подача топлива, проверен воздушный фильтр, и тд. Все в порядке, должно работать, воды нигде нет. Мотор заводится на 2-3 секунды и глохнет, на газ не реагирует. Что ж, видимо приехали. Мимо проезжавший Урал остановился, но на свежий взгляд его водителя тоже никаких идей не пришло.

- Тут в течении пары часов КамАЗ с геологами пойдет в противоположенном направлении, просите вытащить вас на базу отдыха, - и Урал укатил. Делать нечего, будем ждать КамАЗ. Наши два экипажа пока с нами, но на групповом совете принимаем решение – я остаюсь с Русланом, ребята двигаются двумя машинами дальше на перевал, отставание в семь часов будут наверстывать ночь. Для нас экспедиция, видимо, заканчивается. Отдаем почти всю провизию, горячительные напитки. Нам помогают развернуть «подбитый» Прадик, и Таха с МПСом потихоньку поползли дальше. Что-то это мне напоминает, да, опять как на Тянь-Шане в 2018 году, но там мы были на ходу, а тут... А может надо было ехать? Нет, я не могу оставить Руслана одного, бросить его тут в лесу. Мы в прошлом году тащили лямку одиночного путешествия в горах Восточной Киргизии и районе озера Иссык-Куль, не расстанемся и тут, один экипаж, все таки. Тем более что сейчас Руслану нужна даже не техническая, а скорее моральная поддержка.

Стоим с глухом лесу, поливает дождь, курим не выходя из машины. Пока то да сё, достали мою динамическую стропу на 14 тонн (хорошо была в запасе, на обычном буксировочном пятитонном тросу нас обратно через реку не перетащить, его просто порвет, да и длинна у него всего пару метров, в отличии от стропы – та метров 12, не страшно за КамАЗом будет ехать в броде).

Нам повезло – геологи поехали где-то через минут сорок, мы увидели их из далека, спасибо, что дорога в этом месте напоминает просеку – очень длинная прямая. Зацепили нас, ничего не взяв взамен. Тут, говорят, все помогают друг другу, места такие. Плетемся за КамАЗом, и вот он – брод через Вижай. КамАЗ почти сходу спускается в воду, но на выходе на берег идет по большей, чем надо дуге, заваливаясь на левый на борт. Затем встает на секунду, рывок и он опять попёр вперед. Понятно – подключить передний привод и прицеливается, что бы нас вытащить на берег в самом пологом месте, где вы в воду спускались, ему то без разницы. Дотащили нас до базы уже к вечеру. Мы заселяемся в наш дом, у меня температура под 38. Спасибо Егерям за то, что отпаивали медом. Сегодня решаем ничего с машиной не делать, но нам надо как то проехать 80 км по грейдеру с ямами по пояс, с лужами обратно до Ивделя. Но это задача не сегодняшнего дня. Сегодня принимаем по 150 и спать.

К слову, о проблеме доставки машины на большую землю - никто просто так туда не ездит. Надо ждать попутку, либо чиниться. Но на базе нет связи, только слабый интернет в доме, по запчастям у нас тоже не густо, тем более не понятно, что случилось. Грешим на ТНВД. Условия пребывания – туалет на улице, электричество от генератора днем и вечером на аккумуляторах пока «не сядут». Узнаем, что в этом броде МЧСовцы так же утопили свой КамАЗ, теперь чинят его. В город не собираются. Ладно, утром будем решать. А сейчас отдыхать, день был очень нервным.

62753afcaf7b4ce3573051d87430607b

 Часть 5: Ремонт, Ивдель - Североуральск, дорога домой. «Приключения Лелика и Болика». Философствование на тему.

Итак, что мы имеем. Машина не заводится, почему – понять пока не получается, мы вдалеке от цивилизации, связи нормальной нет, у меня температура, Руслан заболевает. На базе никого кроме нас и двух егерей, однако, у них свои дела, им в общем то не до нас. Руслан занимается машиной, я периодически пытаюсь помогать, но помощи от меня как от козла молока. Иногда проходимся по центральной улочке этой деревушки, в поисках кто бы смог оттащить наш Прадик восемьдесят километров по ужасно плохой и размытой дороге с ямами и бродами по пояс.

6620d94d2546e8dd800180ecb0317a62

Догадки на счет ТНВД становятся все реальнее и реальнее, сливаем с фильтра-сепаратора грамм 200 мутной воды. Насосали при прохождении Вижая. Проверяем наличие воды в баке, но ее там нет. Значит где то в патрубках дыра, кстати, подозрения возникали еще перед поездкой, но подтвердить или опровергнуть их не было времени, ибо был цейтнот по времени. Кто только нашей машиной кроме нас ни занимался: и местные дизелисты, и механики МЧС России и прохожие путники, но результата никакого. О разборе дизельного двигателя в грязи в дождь, при повышенной температуре и простуде, при ветре и плюс 5 за бортом – отдельная тема, но выбора особо и не было. Но! За время нашего отпуска мы познакомились с большим количеством интересных людей, что является, в общем одним из главных принципов отдыха в стиле Механики, ибо общение, открытие новых горизонтов и не виданых далей является нашим стилем. Однако к таким мыслям сообщество нашего клуба приходит за дружескими посиделками в любимом Великом Новгороде, особенно в конце года на ежегодной презентации фильма, но там, на Вижае было не до таких мыслей. И кстати, у нас начали заканчиваться продукты, ибо магазина там нет, и пополнить запасы харчей возможности не представляется.

5d689f4cd18d7f62b5b52809849766ca

В итоге наших мытарств, через несколько дней, мы нашли машину, которая идет на Екатеринбург и за две канистры соляры мы договорились, что нас отбуксируют до Ивделя. По слухам там есть сервис, по крайней мере там точно есть гостиница, связь и продуктовый. Связь нам нужна для ремонта, ибо всемирная сеть даёт информацию.

Буксировать нас будет Тойота ЛендКрузер 80, на дизеле. Днем оттащили на шнурке подбитый Прадик на выезд из поселения, так как стартовать было решено часов в 6 утра и не хотелось заниматься буксировкой в темное время суток. Нас до точки старта доставил Александр, путешественник из Красноярска, который на Перевал ездит каждый год, много интересного рассказывал. Ночуем на базе, утром идем к Прадику и готовимся к движению. Ехали до Ивделя мы почти шесть с половиной часов, и за это время было пройдено около 80 км, с остановкой на поиск грибов, коих нашли не мало. Однако, на обочине был обнаружен свежий медвежий след, и со словами от местного: «Мы его с дороги спугнули, он тут шёл только что» было решено срочно прекращать грибные поиски и трогаться дальше. Как конечно странно ведет себя человек в разных ситуациях – моим основным страхом перед поездкой были именно медведи, тем более в нашем экипаже нет оружия. А там, в лесу ища грибы я вспоминал про медведей, но было как то не страшно, была некая опаска и приходилось смотреть по сторонам, что в общем то нормально, но паники никакой не было, и с задачей найти пару белых мы справились.

Добравшись до Ивделя мы заселяемся в гостиницу, в которой мы ночевали перед тем как выходить на маршрут, да и гостиница, как я понял в Ивделе одна. Администрация нас пустила, но смотрели на нас как на бомжей – все перепачканные в машинном масле и грязи, от нас воняло солярой, едой и потом – не мылись мы на тот момент уже седьмой день подряд.

79eabe35d1d24132bb81f79d4d3e7597

Ивдель городок не плохой, это самый северный город Свердловской области. Есть магазины, столовые, аптеки и в целом инфраструктура была на уровне города с населением в 16 тыс. человек. Вообще, за что я особенно люблю наши поездки – начинаешь смотреть на мир по другому. Так было в 2017 в Карелии, особо отчетливо в 2018 году в Киргизии, там мировоззрение менялось кардинально, стереотипы разрушались ежечасно. Например, в моём регионе все привыкли, что киргизы это уборщики и мойщики авто, многие их за людей не считают. Но поездив по Киргизии, познакомившись ближе, приходит осознание, что это люди не хуже чем ты, чем любой, кто это читает. Про это наверно стоит написать отдельную статью, про разрушение стереотипов, не знаю, возьмусь ли, это тема для меня частично больная.

Возвращаясь к поездке 2019 года - жители больших городов привыкли, к развитой инфраструктуре, хорошим дорогам и так далее. Когда едешь из более крупного города в более маленький – очень видна разница в темпе жизни. И совершенно интересно наблюдать, как меняется твоё отношение, при движении в обратном направлении, из мест, где цивилизация отсутствует полностью в более крупные поселки и города. Например, как было у нас: Пермь – Ивдель – Вижай. Ивдель по сравнению с Пермью – очень маленький город, турбаза на Вижае по сравнению с Ивделем – деревня. Так вот приехав в Ивдель с Вижая понимаешь – вот она, цивилизация, а так же что для счастья достаточно быть чистым и вообще, тут очень развита инфраструктура и очень много людей. Кстати, в была тут своя пиццерия, куда мы решили зайти, ибо консервы уже поднадоел и хотелось себя порадовать каким то разнообразием. Однако, в пиццерии было много детей, мы решили что пить пивище тут будет лишним, отправились в столовку есть оливье и пить горькую.

Вечером первым делом стали заниматься грибами. Жарить в номере нам их не разрешили, по этому сходив за пивом в ближайший магазин и почистив грибы в раковине гостиничного номера (санузел тут один на этаж, но в каждом номере есть раковина), организуем походную кухню прямо на парковке. Приходящие мимо смотрят на нас как на дикарей, а что, мы из диких мест, нам можно.

Потихоньку выясняем на счет сервиса, оказывается в Ивделе нет дизелиста и диагноста и нам надо еще около 85-90 км ехать до Североуральска, где по слухам всё есть. Осталось найти варианты, кто бы нас до этого самого Североуральска дотащил, но мир не без добрых людей – тут же на парковке знакомимся с местными парнями, которые нам в итоге и помогли. К слову, люди в тех краях очень отзывчивые - мы разместили объявление о помощи в местной группе «Вконтакте», в объявлении в кратко рассказали о своих приключениях и просьбой о транспортировке сломанного Прадика до сервиса в Североуральске. На наш клич откликнулось много добрых людей. В итоге груженый Прадо оттащил парень на Шкоде Октавиа (к сожалению, забыл его имя), с которым мы познакомились днем ранее у гостиницы, он же нам зарядил аккумуляторы, ибо попытки завести двигатель полностью наши аккумы посадили. Надеюсь, тебе будет улыбаться удача, дружище! Спасибо тебе еще раз! В Ивделе мы пробыли 3 дня.

По дороге настроение поднималось, но к вечеру картина стала совсем печальной – в Североуральск нас доставили к самому лучшему по словам местных мастеру. Сделав краткую диагностику было решено поменять часть деталей, которые к слову оказались в наличии в местном автомагазине, однако не помогло и Прадо отказался заводиться, никто ничего не может понять, а ТНВД в наличии нет, и ждать его дней пять из Перми. Последняя надежда – один диагност-электрик-дизелист, но он на другом конце Североуральска. Позвонив ему, наш мастер сказал, что электрик нас не примет, так как занят и много работы. Обзваниваем все сервисы, любых механиков и гаражных умельцев Североуральска. Безрезультатно. Нами готовы заниматься минимум «послезавтра». Настроение падает хуже некуда - где сегодня ночевать не понятно, так как этим вопросом по запаре мы не удосужились заняться, на улице плюс 3 градуса, начинает вечереть.

В итоге, электрик сам перезвонил, говорит, приезжайте. Дотащили нас до его мастерской. Частный сектор на окраине города. Сегодня решаем ничего не делать, ночлег найти не удаётся. Электрика зовут Иван, нам он предложил горячего чая, колбасы, хлеба, и переночевать в подсобке его гаража. Принимаем приглашение, пьем горячий чай. Подсобка деревянная, но почти не продувается. Разговариваем с Иваном, очень интересный собеседник, много где бывал, много путешествовал. Мы рады знакомству, ведь как я говорил ранее – концепция отдыха у нас такая, да и резкие перепады настроения списываем на усталость, болезненное состояние и непонятную ситуацию с мотором.

Ночуем в подсобке в спальниках на полу, но почти не спим. По утру всеми силами набрасываемся на машину. С Иваном работало еще несколько человек, так как было много общения, историй и местного фольклора, развлекались как могли, но в целом лично я мучился от безделья, ибо работа в основном была по компьютерному диагностированию проблемы, и прозваниванию электроцепей, кои были в плачевном состоянии в принципе до поездки.

Так же стоит отметить тот факт, что на связь не выходит наша группа, и поджимают сроки отпуска – скоро пора на работу. Обсуждаю с Русланом тот момент, что если наши выйдут на связь и приедут в Североуральск – я не буду ждать окончания ремонта, если он затянется, и отправлюсь за 450 километров на попутках в Екатеринбург и оттуда в Москву самолетом. Руслан соглашается, так как его не поджимает отпуск, и он может по его словам «хоть 2 недели жить тут», главное починить машину.

Ночь в подсобке сказалась, самочувствие стало ухудшаться, да и отсутствие сна тоже. К концу дня решение проблемы с двигателем не нашлось и ситуация не сдвинулась с места, а перспектива опять спать в холодном гараже не радовала - я занялся поиском ночлега, и он был найден вариант – сняли квартиру со всеми удобствами. Я поехал заселяться, Руслан остался до вечера с машиной, и по приезду на ночлег был встречен мной накрытым столом – нашли доставку еды. Вечер провели за беседами, но усталость и алкоголь сделали свое дело - спать вырубило мгновенно, как только голова коснулась подушки.

Утром отправляемся опять к Ивану. Новости все те же, изменений нет. Чуть позже, днём у меня зазвонил телефон – наши вышли на связь, они в гостинице в Ивделе, сейчас отмываются, отсыпаются, делают тех обслуживание своих авто (все поломанные, у кого то глючит КПП, кто то набрал воды в мосты и трансмиссию, но эта тема будет раскрыта в фильме, который по традиции выйдет в конце декабря 2019 года) и выдвигаются в Североуральск к ночи.

Но я уже не успеваю вернуться к сроку окончания отпуска, по этому еще раз переговорив с Русланом решаем меня отправлять в Екатеринбург, сам Рус остается тут, ждет наших и по ситуации решет, что делать дальше. Попутка нашлась в одном распространенном приложении для телефона по поиску попутчиков. Оставляю Руслану всю провизию, остатки денег и пожелания скорейшего ремонта. Прощаемся, Руслан извиняется, что машина подвела. Я не понимаю этого, мы же вдвоем вписались, все нормально, к 2020 году починимся, или Таху подготовим. Прорвемся, братан! Созваниваемся с нашими, они расстроены, что не увидят меня, но работа есть работа, надо домой.

На попутке добрался до Еката за 4 часа (450 км с заездом в кафе). Ехал на Приоре с местным парнем по имени Юра, сотрудником МЧС. Он оказался отличным водителем и собеседником, хоть и вел иногда быстро, на мой взгляд, но в целом мне было спокойно и дорога пролетела не заметно, передаю при случае ему привет. В Екатеринбурге я был уже под ночь, и чуть прогулявшись по городу отправился в аэропорт, где на утреннем рейсе улетел домой и днем уже был дома.

Постскриптум.

Руслан отремонтировался и дома был только 21 августа, спустя больше недели после моего отъезда. Проблема с машиной оказалась более комплексной чем просто ТНВД и чем мы предполагали, ремонт занял больше времени. Наши экипажи к Руслану приехали в тот же день, как я уехал в Екатеринбург, но задерживаться не могли, так как тоже работа у всех была уже на носу. Руслан остался до окончательной починки авто, и еще сломавшись два раза в дороге (но не критично), был дома 21 августа, пробыв в экспедиции почти месяц начиная с 25 июля. К тому же не обошлось без случайностей, после которых начинаешь верить в судьбу и прочее.

А именно: я рассказывал, что в Перми мы познакомились с владельцами магазина джиперской снаряги и внедорожного оборудования. Они тоже хотели ехать на Перевал Дятлова, но у них не получалось пересекаться с нами по времени. Так вот, они поехали чуть раньше запланированного ими же срока, и на одном из подъёмов уже близ Перевала перевернули одну из машин в кювет. Экипажи Механики их вытащили. В итоге ТНВД для Руслана сняли с этой перевернутой машины, с этим ТНВД он и добрался до дома. Вся ситуация в том, что экипажи Механики не знали о том, что это наши Пермские знакомые (так как я и Руслан в этом время чинились на Вижайской базе а связи не было), и выяснилось это уже только когда перевертыша достали. Вот как оказывается, бывает.

Перевал был взят, на Маньпупунер уже не хватило времени. Будет куда стремиться.

Такой вот был отпуск. Уже есть наметки на будущий год, на экспедицию 2020, юбилейную, десятую по счету для клуба Механика.

Всем удачи, путешествуйте!